Противодействие мошенническим практикам
-
Никогда не сообщайте никому свои паспортные данные, финансовую информацию, данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию. Не публикуйте ее в социальных сетях, на форумах и других сайтах в Интернете, а также не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.
-
Если вам звонят с неизвестного номера, представляются сотрудником Центробанка, правоохранительных органов, государственной организации или банка и предлагают сомнительные предложения (например, сообщают о попытке оформления кредита или подозрительной операции от вашего имени, обещают высокий доход по вкладу, предлагают перевести средства на специальный счет Центробанка и т. д.), или запугивают и требуют быстрых действий с финансами, немедленно положите трубку. Если подозреваете, что вам звонит мошенник, позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на его сайте, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий.
-
Не выполняйте никаких действий по счету, если вам звонят из Центробанка с просьбой или требованием перевода денег, включая переводы на «защищенный» или «специальный» счет, или предлагают оформить кредит. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами напрямую.
-
Установите антивирус на все устройства и регулярно обновляйте его.
-
Совершайте покупки в Интернете только на проверенных сайтах. Создайте специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее только на необходимую для оплаты сумму. Обращайте внимание на наличие значка безопасного соединения (замочка) рядом с названием сайта в строке браузера.
-
Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос или получить какую-либо выплату. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.
Что делать, если вы стали жертвой финансового мошенничества?
Шаг №1
Сразу заблокируйте карту через мобильное приложение или личный кабинет на сайте банка.
Это также можно сделать через контакт-центр банка (номер телефона указан на обратной стороне карты) или в любом его отделении.
Шаг №2
В течение 24 часов после получения уведомления о списании средств подайте заявление в отделение банка о несогласии с операцией.
Также обратитесь в полицию с заявлением о хищении денег.
Помните: если вы самостоятельно перевели деньги мошенникам или предоставили им банковские данные, банк не обязан возвращать похищенную сумму.
Просветительские материалы по финансовой киберграмотности и кибербезопасности
- Социальная инженерия и звонки от "службы безопасности банка".
- Безопасность в социальных сетях.
- Правила использования платёжных карт.
- Действия владельцев электронных средств платежа в случае совершения операций без согласия клиентов.