Противодействие мошенническим практикам

 

Для хищения денег у граждан злоумышленники используют сложные сценарии обмана, которые постоянно усовершенствуют. Схемы финансового мошенничества выглядят весьма правдоподобно. Преступники часто опираются на актуальные новости или события, запугивают людей или, наоборот, обещают мгновенную выгоду. Банк России выявляет такие схемы и публикует их вместе с рекомендациями по защите от мошенников.
 
 
Как не стать жертвой мошенников: общие рекомендации
 
  1. Никогда не сообщайте никому свои паспортные данные, финансовую информацию, данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию. Не публикуйте ее в социальных сетях, на форумах и других сайтах в Интернете, а также не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.

  2. Если вам звонят с неизвестного номера, представляются сотрудником Центробанка, правоохранительных органов, государственной организации или банка и предлагают сомнительные предложения (например, сообщают о попытке оформления кредита или подозрительной операции от вашего имени, обещают высокий доход по вкладу, предлагают перевести средства на специальный счет Центробанка и т. д.), или запугивают и требуют быстрых действий с финансами, немедленно положите трубку. Если подозреваете, что вам звонит мошенник, позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на его сайте, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий.

  3. Не выполняйте никаких действий по счету, если вам звонят из Центробанка с просьбой или требованием перевода денег, включая переводы на «защищенный» или «специальный» счет, или предлагают оформить кредит. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами напрямую.

  4. Установите антивирус на все устройства и регулярно обновляйте его.

  5. Совершайте покупки в Интернете только на проверенных сайтах. Создайте специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее только на необходимую для оплаты сумму. Обращайте внимание на наличие значка безопасного соединения (замочка) рядом с названием сайта в строке браузера.

  6. Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос или получить какую-либо выплату. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.

 

Ознакомиться с полной версией

 

Что делать, если вы стали жертвой финансового мошенничества?

 

Шаг №1

Сразу заблокируйте карту через мобильное приложение или личный кабинет на сайте банка.

Это также можно сделать через контакт-центр банка (номер телефона указан на обратной стороне карты) или в любом его отделении.

 

Шаг №2

В течение 24 часов после получения уведомления о списании средств подайте заявление в отделение банка о несогласии с операцией.

Также обратитесь в полицию с заявлением о хищении денег.

 

Помните: если вы самостоятельно перевели деньги мошенникам или предоставили им банковские данные, банк не обязан возвращать похищенную сумму.

 

Просветительские материалы по финансовой киберграмотности и кибербезопасности

 

 

  • Социальная инженерия и звонки от "службы безопасности банка".

 

  • Безопасность в социальных сетях.

 

  • Правила использования платёжных карт.

 

  • Действия владельцев электронных средств платежа в случае совершения операций без согласия клиентов.